Удивительные судьбы


"Что бы не случилось с вами или вашими близкими - жизнь не кончается, если человек этого не захочет".

Ольга Громова

Эдуард Аркадьевич Асадов
(1923-2004)

Война ворвалась в жизнь Эдуарда Асадова, едва он закончил обучение в школе. Не дожидаясь призыва юноша пришел в райком комсомола с просьбой отправить его добровольцем на фронт.  просьба была удовлетворена. Он был направлен под Москву, где формировались первые подразделения знаменитых гвардейских минометчиков. С сентября 1941 года, когда был произведен первый залп по врагу, и по май 1944 года Эдуард Асадов с честью и отвагой двигался по дорогам войны: Ленинград- Волховский фронт-2-е Омское гвардейское артминометное училище- Северо-Кавказский фронт-4-й Украинский фронт-Крым. В перерыве между боями Асадов писал стихи. В мае 1944 года был тяжело ранен в боях за освобождение Севастополя и навсегда потерял зрение.



Наш Ник Вутич

Николай АГАРКОВ (род. 1958)
      Что может делать человек, у которого нет ни рук, ни ног? Казалось бы, ничего: жизнь, ограниченная рамками одной комнаты, и полная зависимость от окружающих. Но это - не про Николая Агаркова. Инвалид с рождения (врачи в роддоме обнаружили у младенца вместо ручек и ножек "разноразмерные останки бедер и плечей"), он стал замечательным художником, в галерее которого насчитывается более 500 полотен.
     Наблюдая за тем, как Николай Агарков рисует, с трудом веришь, что это вообще возможно. Сидя на каталке у импровизированного мольберта и зажав карандаш или кисть локтями, он уверенными движениями прорисовывает каждую деталь. Картины у Агаркова теплые и трогательные.
      "Я с первых дней дней жизни ощущал себя обычным человеком, - делится воспоминаниями Николай, - но знал, что учиться жить мне придется дольше, чем другим... Просто привык к положению вещей, плакать было некогда... Некоторым нравится поныть, нравится, когда их жалеют. Мне это никогда не было нужно, и люди понимали это и всегда общались со мной на равных. Спасибо родителям, они меня так воспитали".
       Мария Васильевна, Колина мама, вспоминает, как тяжело было сдерживать себя и приучать ребенка полностью обходиться без посторонней помощи. Зато теперь с гордостью говорит: "Он у нас всё умеет: и еду готовит, и уберёт в доме; если что - то сломается - починить сможет. Он у нас такой: что задумает - обязательно сделает. Не отступит, если с первого раза не получается".  И действительно, не отступает: с двух лет рисует, с пяти пишет, после окончания школы получил профессию бухгалтера - экономиста, работает по специальности, а всё свободное время посвящает живописи. Работы Николая Агаркова выставлялись на первом Международном фестивале творчества инвалидов, его персональные выставки прошли в ряде музеев Германии.
       Несколько лет назад список увлечений Николая пополнился: он научился работать на компьютере. Теперь общается с новыми людьми в Интернете, узнаёт новости, осваивает новые программы. И это человек, у которого нет рук и ног! На вопрос корреспондента АИФ Марины Агриомати о том, как же это у него получается, Николай с улыбкой ответил: "Молча. Считаю, что при необходимости любой инвалид с неповреждённым позвоночником сможет делать всё, что угодно. Прежде всего, нужно реабилитироваться в своём сознании, то есть правильно оценить свое положение и возможности. Каким ты покажешь себя в обществе, таким оно тебя и воспримет. Что я не могу из того, что могут другие? Пожалуй, только стихи писать. Но были б у меня ноги и руки, я бы и тогда поэтом не стал. А со всем остальным я в состоянии справиться. Так что мне жаловаться?"

       
Светлана ВИШНЯКОВА
       Сегодня имя Светланы Вишняковой из далекого Ачинска известно довольно широко благодаря её куклам ручной работы. Она - лауреат многочисленных городских и краевых выставок, суриковский стипендиат. В 1998 году её имя внесено в список ЮНЕСКО "Миллион самых одарённых детей планеты".
   Девочка, которой в детстве поставили диагноз "необучаемая", дарит миру кукол потрясающей красоты. В два года Светлане вынесли этот зловещий приговор - ДЦП, положение усугублялось тем, что девочка очень плохо слышала. двери школы были для неё закрыты, общение со сверстниками практически сведено к нулю. И так бы и пребывала Света в отведённой ей медиками роли, но, к счастью, повезло девочке на хороших и неравнодушных людей. Они не только заметили Светланину тягу к изготовлению кукол, не только помогли ей развить и усовершенствовать своё мастерство, но и вытащили её из этого ужасного порочного круга "необучаемого" одиночества. Вначале брат, который хорошо рисовал, заметил  интерес сестры и стал рисовать для неё эскизы. И девочка, преодолевая все тяготы, приспосабливалась к работе одной левой рукой, так как правая неразвитая рука могла в лучшем случае лишь немного помогать ей, придерживая материал. Сколько радости было в семье, когда первые Светины куклы поселились у неё на столе!
  Затем был следующий шаг - кружок "Мягкая игрушка", который по счастливому совпадению работал в том же доме, где жили Вишняковы.
  Но главным днём своей жизни Света считает тот день, когда мама привела её в детский центр народного творчества "Берегиня" к мастеру - педагогу Татьяне Ивановне Мартыновой. Как же трудно было в начале: ведь Света не знала ни одной буквы, слухового аппарата у неё тогда не было, ё речь была очень неразборчива. как вспоминает сама Татьяна Ивановна, "скучный словарный запас затруднял общение, но у Света ярко, отчетливо  выражена познавательная потребность, без которой немыслимо развитие способностей. Эта потребность выражается в поисках новых знаний, несмотря на то что она не умеет читать и писать". Во время практических занятий в "Берегине"шли непрекращающиеся попытки научить Свету говорить, каждая новая озвученная буква встречалась детским коллективом с восторгом, а когда были освоены труднопроизносимые "Ж" и "Щ", дети буквально вопили от восторга.
   Светины куклы - произведения искусства, смотреть на них, а тем более держать в руках, необыкновенная радость. По какому - то неведомому наитию мастерица создаёт настоящие исторические образы. Каждая деталь продумана до мелочей, ничего лишнего. даже пальчики на ногах у кукол становятся изящными. иногда незавершённая работа может пролежать месяцами, пока Света не подберёт нужную бусинку, тесёмочку, лоскуток нужного цвета. Но для самой девочки её куклы значат несравненно больше, ведь для неё они- способ постижения мира.
   

Юлия Валериановна ЖАДОВСКАЯ
(1824-1883)
 Не зови меня бесстрастной,
И холодной не зови,-
У меня в душе немало
И страданий, и любви.
Ю.В.Жадовская
         В 1824 году в селе Субботине Ярославской губернии в семье дворянина, председателя Ярославской палаты гражданского суда В. Жадовского, родилась дочь Юлия. Рождение долгожданного ребенка принесло семье не только радость, но и огорчение: девочка родилась с плохим зрением, без левой руки и с тремя пальцами на правой укороченной руке. А на четвертом году она осталась ещё и сиротой. Овдовевший отец отдал её на воспитание бабушке, Н.Л.Готовцевой, которая очень полюбила внучку и создала хорошие условия для её развития. Трех лет девочка научилась читать, а с пяти лет книги стали настоящим её увлечением. В 1840 году она вернулась в Ярославль к отцу, который решил дать ей хорошее домашнее образование.  В качестве домашнего учителя он пригласил молодого, талантливого преподавателя ярославской гимназии Петра Мироновича Перевлесского. Преподаватель был доволен успехами своей ученицы, особеннон по сочинениям, и по его совету она тайно от отца начала писать стихи. Многие первые опыты были неудачными, но среди них было и стихотворение "Лучший перл таится", которое позже высоко оценил Николай александрович Добролюбов. Тайно от ученицы П.М. Перевлесский отправил в Москву её стихотворение "Водяной", которое в 1844 году было напечатано в "Москвитянине". Молодые люди, объединенные общими интересами, полябили друг друга. Но когда они заявили о своем желании пожениться, отец Юлии и слышать не захотел о браке своей дочери с сыном рязанского дьячка. Он принял меры, чтобы Перевлесский был переведен в москву, где тот впоследствии стал профессором Александровского (бышего Царскосельского) лицея и опубликовал ряд интнресных работ по русской литературе.
       А Юлия Валериановна, примирившаяся с суровым решением отца, на всю жизнь осталась со своими воспоминаниями о большой и несчастной любви. Её перживания нашли широкое отражение в лирическом цикле о любви. Стихотворения "ы скоро меня позабудешь", "Я все еще его, бузумная люблю", "Взлляд", "Прощай", "Никто не виноват", Признание", "Да, я вижу - безумство то было" обращены к Перевлесскому. Два первых, положенные на музыку Глинским и Даргомыжским, стали известными романсами. Много горя и душевных страданий выпало на долю молодой девушки. Но ни слабое здоровье, ни деспотизм отца, ни трагедия несостоявшейся любви не сломили волю к жизни и творчеству этой прекрасной русской женщины.  В письме Ю.Н.Бартеневу она писала: "Дай бог всякой женщине выбиться из-пол гнёта седечных страданий, несчастий, неудач и горя, не утратив сил и бодрости духа".
     Отец, признав наконец талант дочери и чувствуя вину за то, что не дал состояться личному счастью, стал всячески способствовать её поэтическим занятиям. Мало того, что он выписывает для неё све новинки литературы, но и , несмотря на ограниченные средства, везёт Юлию Валериановну в Москву и ПЕТЕрбург, где она имеет возможность познакомиться с И.С.Тургеневым, П.А.Вяземским, С.Т.Аксаковым, М.П.Погодиным и другими извнстными писателями. Отзывы о стихах поэтессы были весьма доброжелательными, но некоторые критики революционно-демократического толка советовали ей избавиться от романтизма и отвлечённости и обратиться к проблемам жизни, в частности к положению женщины в обществе. Не без воздействия этих советов, а также общих настроений эпохи Ю.В.Жадовская решила попробовать себя в прозе. В своиз повестях и романах она пыталась представить различные типы женских характеров в их столкновении с окружающей действительностью. Романы "В стороне от большого света", "Женская история"; повести "Простой случай",  "Переписка", "Отсталая" и другие посвящены проблемам любви, брака, женской эмансипации. Однако в прозе ей не удалось подняться до уровня своих поэтических произведений, лучшие из которых до сих пор любимы читателями.
    Целеустремленный, направленный на преодоление трудностей, созидающий характер Юлии Валериановны проявился и в тот период её жизни, когда она отошла от литературной деятельности. В 1862 году Жадовская выходит замуж за пожилого, обременённого болезнями вдовца доктора К.И.Севена, оставшегося с большой семьей. Пять лет она самоотверженно ухаживает за тяжелобольными отцом и мужем. После их смерти в 1870 году Жадовская переезжает в свое имение Толстиково, где всецело отдается воспитанию детей и устройству их будущего. 
     Всей своей жизнью, творчеством, заботой о близких людях Юлия Валериановна Жадовская всегда утвердительно отвечала на вопрос: может ли сила духа победить обстоятельства жизни?


Геннадий Григорьевич ГОЛОБОКОВ
          (1935-1978)

Плюс и минус. От жизни к смерти.
Крестик маленький и черта.
Но без них и душа, и сердце
Абсолютная пустота...
Г.Голобоков

     Жил - был в деревне Малая Быковка одарённый мальчик Гена Голобоков, радовался жизни, писал стихи, рисовал, вырезал из дерева и лепил из глины. И конечно же, как все его сверстники, мальчишки 1940-x годов, страстно мечтал о космосе, о далёких и таких замечательных планетах. Вначале увлечение сводилось к чтению научной фантастики и журнала "Техника - моложёжи", затем пришёл черёд более серьёзной литературы по физике, астрономии, математике. Жизнь обещала так много, но один неудачный прыжок в реку с высокого берега поставил крест на всех мечтах и планах. Перелом позвоночника - врачи спасли ему жизнь, но приговор консилиума был однозначен: паралич, полная неподвижность, надежды на выздоровление нет. Можете представить себе отчаение мальчишки - всё, что было доступно ещё вчера, стало навсегда невозможным...
   Но Геннадий сумел не впасть в отчаяние и стал методично и упорно создавать для себя свой мир, в котором нашлось бы место для мечты и творчества. Примерами для парализованного юноши стали люди, силой человеческого духа победившие болезнь и немощь: летчик, летавший без ног, слепой паралитованный писатель, солдат, восстановивший подвижность руки с перебитым нервом...
 Ежедневное, предельное напряжение всех сил: специально разработанная Геннадием гимнастика, многочасовые попытки рисовать снова и снова, упражнения в концентрации, чтение, работа над собой. Через несколько лет парень научился ограниченно двигать руками. И это была огромная победа! Мать грунтовала для него метровые холсты, которые он ставил себе на грудь и лежа начинал писать, зажав кисть между навсегда судорожно сжатыми пальцами. Геннадий едва дотягивался до середины холста. Чтобы он мог нарисовать верхнюю часть, ему ставили полотно "вверх ногами". Геннадий научился видеть картину в любой позиции. и ещё находил этому шутливое объяснение: "Космонавт в невесомасти умеет работать хоть вниз головой". Иногда мелкие детали прописывал, зажав кисть зубами. Первые акртины были до боли неудачными, но он продолжал работать.
    Судьба отняла у него всё, кроме мужества, воли и таланта, развитию которых, как был уверен Геннадий Григорьевич Голобоков, нет предела. Через шесть лет, в 1958 году, Геннадий заканчивает живописное отделение Заочного народного университета искусств в Москве, начинает участвовать во всесоэзных выставках самодеятельных художников, соревнуясь со здоровыми людьми. Темы живописи Голобокова многообразны, он пишет портреты и сюжетные картины, но постепенно основной и главной темой его творчества становится космическая эпопея. Мы не увидимна его "космических" картинах захватывающих инопланетных пейзажей, инопланетян или сверхъестественных машин будущего. Художника прежде всего интересует подвиг человека - покорителя космоса, его сыновья, неразрывная связь с родной Землей.   Это видно даже из названий его картин: "Земля и Космос", "Труженики космоса", "Прощание" и т.д. Так проходит десять лет, в 1967 году он становится лауреатом Всесоюзного фестиваля самодеятельного искусства. Никто из жюри не знал про то, что Геннадий голобоков практически полностью парализованный инвалид 1-й группы: на этом настаивал сам художник, он не хотел никаких скидок себе, никакой жалости. А ещё через семь  лет к нему пришло всесоюзное и всемирное признание. Трудно представить, какой ценой достались ему эти победы.
    Пробовал  Геннадий Григорьевич свои силы и в поэзии. Стихи его неоднократно печатались в научно-технических журналах и коллективных сборниках. А в 1986 году в издательстве "Молодая гвардия" вышел первый и единственный, уже посмертный поэтический сборник  Геннадия Григорьевича Голобокова "Последняя высота".
     Он умер внезапно, с карандашом в руках 17 мая 1978 года. Осталось около 200 работ, которые парализованный художник написал за 26 лет, сотни рисунков и набросков и ещё стихи... Но мы обязанны сохранить в памяти и главное произведение этого человека - сделанную им жизнь. И в заключение вслушаемся в слова Геннадия Голобокова:
Вовек не променяю долю
И жизнь, и смерть до дна испить...
Ведь если жить своей лишь болью,
То есть ли смысл на свете жить?

Людмила Георгиевна КИСИЛЁВА 
                    (род. 1942)                                             

 "Если не можешь передвигаться, - надо научиться вращать мир вокруг себя. 
   Важно, какую при этом ставишь цель".
                                                                                                                                       
                                                                                                                     Л.Г.Киселёва
      Людмила Георгиевна Киселёва родилась в 1942 году в Подмосковье. Она художник, журналист, общественный деятель, член Союза художников России. 
     Будучи инвалидом детства, лишённая возможности самостоятельно передвигаться, она, тем не менее, сумела стать полноценным членом общества, обрела своё призвание в искусстве и журналистике, стала широко известна своими графическими работами и рисунками, публикациями в местной и центральной прессе. Людмила Киселёва окончила Народный университет искусскв им. Н,К,Крупской, факультет рисунка и живописи. Она участница многочисленных выставок, автор многих статей, очерков и эссе.
    Многие знают её поэтичные и проникновенные графические листы, не подозревая о том, что у автора этих светлых рисунков миопатия, то есть прогрессирующее отмирание мышечной ткани, неизбежно приводящее к полной неподвижности. О своём творчестве Людмила Георгиевна пишет так: "И если кто-то про меня скажет "талант", когда видит рисунки, то это ко мне не относится. Если Бог дал мне талант, то это интерес к людям, жажда преобразовывать в их душах уныние в радость, безнадёжность - в надежду и веру. Для этого и рисование, и писание. Если бы знала, что людям это не нужно, перестала бы и рисовать, и писать, ибо для себя - не интересно".
   В конце 1980-х Киселёва перестала заниматься графикой, так как посчитала, что исчерпала себя как художник. Трагедией это для неё не стало - просто начался новый период жизни этой замечательной женщины. Она сердцем почувствовала, что от неё нужно людям, и взяла на свои плечи заботу о самых беззащитных, самых обездоленных членах нашего общества - детях-инвалидах, детях-сиротах. Людмила Георгиевна Киселёва организовала Боровский филиал Центра адаптации детей-сирот и инвалидов и несёт о нем попечение. Последние семь лет Л.Г.Киселёва может только лежать, у неё остались подвижной лишь кисть правой руки. Как она сказала в интервью журналистке Наталье Черновой, "этого вполне достаточно, чтобы крутить телефонный диск, названивая в поисках денег". Добытые деньги идут и на лечение детей-инвалидов, и на их летний отдых вместе с матерями, и на поездки. Людмила Георгиевна уверена, что дефицит радости в детстве не может сломать ребёнку судьбу, поэтому деньги на поездки собирает с тем же напором, что и на лечение детям. Людмила Георгиевна делает всё для улучшения жизни своих подопечных, для развития творческого потенциала детей. Рабоая совместно с Боровским центром социальной педагогики, она ежедневно занимается насущными проблемами детских домов, детей-сирот и многим другим.
    А ещё  Людмила Георгиевна работает над книгой-пособием для инвалидов о том, "что я буду делать, когда умрёт мама". С простыми и ясными рекомендациями, что и как делать человеку, чтобы преодолеть свалившегося на него горя и по мере возможности избежать дома инвалидов, попытавшись самому справиться со сложностями предстоящей одинокой жизни.
   Людмила Георгиевна очень много сделала для своего родного города. Она инициатор многих и многих начинаний: сохранение памятников истории и культуры Боровска; создание музея народного творчества и картинной галереи. Киселёва приложила много усилий, чтобы привлечь внимание к Боровско-Пафнутьевскому монастырю и богатой истории города. Многие боровчане считают её духовных наставником.
   Только этого, далеко не полного перечня сделанных Киселёвой дел достаточно, чтобы остро прочувствовать: далеко не у каждого здорового человека хватит на них физических и духовных сил.Творчество и общественная деятельность Людмилы Георгиевны Киселёвой оказали и оказывают огромное влияние на духовную жизнь многих и многих россиян. Она удостоена ордена "За заслуги перед Отечеством". 
   


Использованная литература: // Библиотечка "Первое сентября" . - Вып. № 34. - С. 4. - (Серия "Библиотека в школе).

















Комментариев нет:

Отправить комментарий